Қаз   Рус

«Эйрбасы» для Сирии: тайны следствия

32139 просмотров
9
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 19 Мая 2017, 09:00

Откуда у 116-летнего истопника-кочегара два крупнотоннажных пассажирских самолета стоимостью две сотни миллионов долларов каждый

Читайте также
Кто подпиливает ножки стола переговоров?

Разглашению не подлежит

На днях Национальное бюро по противодействию коррупции официально подтвердило информацию о досудебном расследовании в отношении сотрудников Комитета гражданской авиации (КГА) Министерства по инвестициям и развитию РК и других лиц по факту возможного участия в поставке самолетов «Эйрбас» в Сирию. В ответе на запрос информагентства Tengrinews антикоррупционное ведомство сообщило, что в настоящее время проводятся следственные действия, направленные на всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела. При этом Нацбюро акцентировало внимание на том, что в соответствии со статьей 201 УПК РК иные данные досудебного расследования разглашению не подлежат.

Речь идет как раз о тех самых пассажирских авиалайнерах Airbus-340-313, про которые не раз писал Ratel.kz. Эти самолеты в нарушение законодательства и явно через подставных лиц были включены в реестр воздушных судов Казахстана и получили отечественные бортовые номера UP-A4001, UP-A4002 и UP-A4003. После этого они несколько раз меняли свою принадлежность и в итоге через Тегеран попали в воюющую Сирию.

Всплыл и другой неприятный факт: по меньшей мере, два из этих самолетов, пролетая из Афин до Тегерана через воздушное пространство Европы, значились как воздушные суда казахстанской государственной авиакомпании «Беркут», обслуживающей первых лиц нашего государства. По этой причине «Европейская организация по безопасности воздушной навигации» (EUROCONTROL), которая выступает регулятором общеевропейской системы воздушного движения, счета за услуги аэронавигации выставила именно «Беркуту».

Несмотря на попытку Национального бюро по противодействию коррупции нагнать тумана, в КГА это расследование и его нюансы во всех подробностях не обсуждают разве что самые ленивые. Упомянутые в официальном сообщении антикоррупционного ведомства «должностные лица», которых проверяют на причастность к скандалу с самолетами, хоть и не признаны по этому делу подозреваемыми, но ходят на допросы к следователю с адвокатами. С коллегами консультируются, какие лучше давать показания, по ходу рассказывая, что именно им пытаются предъявить. В общем, как часто у нас водится, ход досудебного расследования - тот еще секрет!

Поэтому и Ratel.kz решил немного приподнять завесу таинственности над этой скандальной историей. И рассказать про крайне интересный и многое проясняющий документ, появившийся в расследуемом уголовном деле. Это комиссионное заключение четырех специалистов, трое из которых - ветераны гражданской авиации, привлеченные следствием в качестве консультантов. Все трое - люди известные и уважаемые, в авиационных вопросах компетентные и авторитетные: заслуженный работник гражданской авиации СССР, в прошлом побывавший в должности замминистра транспорта РК и возглавлявший КГА РК Серик БОРАНБАЕВ, почетный авиатор РК, профессор Академии гражданской авиации, кандидат технических наук, академик Международной академии транспорта Кобланды ТУМЫШЕВ, почетный авиатор РК, бывший замначальника Казахского управления гражданской авиации, первый замначальника Алматинского летно-технического комплекса по летной работе Шмидт САБИРОВ, а также руководитель службы правового обеспечения международного аэропорта Алматы, юрист 2-го класса Альберт ДЖАЗЫБАЕВ.

Читайте также
Самолеты для Дамаска

Правонарушение или криминал?

По нашим данным, следствие перед ними поставило вопросы, касающиеся наличия или отсутствия нарушений законодательства и авиационных правил в действиях теперь уже экс-председателя Комитета гражданской авиации Бекена СЕЙДАХМЕТОВА и его подчиненных при постановке на государственный учет трех самолетов Airbus-340-313, выдаче им сертификатов летной годности, включении их в реестр гражданских воздушных судов РК и исключении из него.

Свои ответы специалисты изложили на восьми листах. На наш взгляд, особенно интересны несколько моментов.

Так, согласно законодательству, Бекен Сейдахметов, будучи председателем КГА, был обязан лично принимать все решения по этому поводу и подписывать соответствующие документы. Он был не вправе делегировать эти функции другим лицам, пусть даже своим заместителям или руководителям структурных подразделений. Кроме исключительных случаев, когда он отсутствует на работе по болезни или находится в отпуске, что должно было закрепляться каждый раз специальным нормативным актом.

Между тем, начиная с 2013 года и до момента ухода с должности, Бекен Сейдахметов издал несколько приказов, которыми переложил эти полномочия на своих заместителей и начальников структурных подразделений. По сути, глава комитета самоустранился от исполнения своих непосредственных служебных обязанностей. Приказы эти были явно незаконными, поскольку противоречили требованиям вышестоящих нормативных актов.

Следовательно, все документы, подписанные его подчиненными, все их решения, принятые на основе этих явно незаконных приказов, тоже можно считать нелегитимными. Более того, с их стороны можно даже усмотреть признаки незаконного присвоения полномочий вышестоящего должностного лица. А это как минимум должностное правонарушение, как максимум - явный криминал.

По мнению этой авторитетной комиссии, при включении и исключении из государственного реестра воздушных судов РК трех самолетов Airbus-340-313, а также присвоении им казахстанских бортовых номеров и выдаче сертификатов летной годности была, во-первых, нарушена процедура. По закону любое физическое или юридическое может подать заявление о внесении воздушного судна в реестр только после приобретения статуса эксплуатанта, что закрепляется соответствующим государственным сертификатом. Люди, подавшие заявление на регистрацию трех самолетов Airbus-340-313, таких сертификатов не имели.

Читайте также
Война и МИР

Во-вторых, было проигнорировано требование закона «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации», которым ограничен взлетный тоннаж воздушных судов, включаемых в государственный реестр Казахстана. Комиссия особо отметила, что ограничение взлетного веса самолетов 45,5 тоннами было внесено в законодательство еще 2010 году как раз для того, чтобы не допустить регистрацию тяжелых воздушных судов, которые в последующем могут бесконтрольно использоваться в различных «горячих» точках планеты при незаконной перевозке оружия, боеприпасов, военной техники. Как известно, до этого подобные случаи уже бывали, что наносило ущерб политическому имиджу Казахстана. Таким образом, авторы заключения подтвердили все, о чем до этого неоднократно писал Ratel.kz. По мнению комиссии, эта ситуация указывает на умышленный характер допущенных нарушений. Это практически дословная цитата из документа.

Следующий момент, на который обратили приглашенные следствием авиационные специалисты: явно пренебрежительное отношение к документам, представленным на оформление самолетов. Так, например, якобы являющийся владельцем двух самолетов Airbus гражданин Казахстана К. Т. САРИНОВ, согласно поданной заявке, 1900 года рождения, то есть на момент подачи документов ему исполнилось 116 лет! Что уж говорить о том, что ни у кого не возник вопрос, откуда у сельского жителя из Акмолиской области, работающего истопником-кочегаром, два крупнотоннажных пассажирских аэробуса стоимостью две сотни миллионов долларов каждый…

У консультантов вызвал сомнение сам факт проведения проверки технического состояния этих воздушных судов. Так одно из них якобы обследовала авиакомпания «Авиалинии Шри-Ланки», а два других - «Грузинские авиалинии». Все четверо подписавших заключение специалистов предположили, что никто из представителей этих иностранных авиакомпаний к указанным самолетам даже не подходили. Если так, то получается, что документы были попросту поддельными!

Читайте также
Почему ушел в отставку Бекен Сейдахметов

Непотопляемый ушел в отставку

Были нарушены и международные правила осуществления полетов, отмечается в заключении авиационных экспертов.

Так, самолетам не были присвоены так называемые 24-битовые адреса. А значит, совершая полеты за границей, воздушные суда выдавали аэронавигационным службам иностранных государств ложные сигналы о своей принадлежности и другие не соответствующие действительности сведения. Возможно, именно поэтому EUROCONTROL прислал счет за услуги государственной авиакомпании «Беркут». По мнению авиационных специалистов, фигуранты дела не только нанесли материальный ущерб «Беркуту» в размере 3014,66 евро, их действия могли негативно отразиться на дальнейшем бесперебойном и безопасном выполнении особо важных полетов по перевозке охраняемых лиц республики.

В ходе изучения представленных комиссии материалов выявилась еще одна явная фикция. Всем трем самолетам было выдано разрешение на выполнение специальных полетов: одному - из Алматы в Ереван, двум другим – из Афин в Тегеран якобы для прохождения технического обслуживания. Хотя доподлинно известно, что как в Ереване, так и в Тегеране нет сертифицированных центров, обслуживающих воздушные суда этого типа. Получается, казахстанские авиационные власти подписывались на самую откровенную липу. А когда эта афера с самолетами вскрылась, они делают вид, что ничего особенного не произошло!

На днях экс-председатель КГА Бекен Сейдахметов, ушедший со своего поста по собственному желанию, получил новое назначение. Согласно постановлению правительства, он стал главой постоянного представительства секретариата межправительственной комиссии ТРАСЕКА в Казахстане.

Международная программа ТРАСЕКА направлена на развитие транспортного коридора из Европы в страны Центральной Азии через Черное море, Кавказ и Каспийское море. Она ориентируется на перевозку груза по единому для всего маршрута документу при использовании различных видов транспорта.

Читайте также
Airbus для кочегара

Считается, что ТРАСЕКА будет в значительной степени зависеть от планов Пекина по реализации недавно озвученной стратегии «Один пояс - один путь», которая предусматривает организацию транспортного маршрута для перемещения грузов и пассажиров из Китая в Европу.

Список стран, подписавшихся под этой программой, включает Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Молдову, Монголию, Украину, Турцию, Румынию, Болгарию, Иран.

С одной стороны, нынешнее назначение экс-председателя КГА можно считать почетной отставкой.

С другой – возможностью еще раз продемонстрировать свою пресловутую непотопляемость.

А с третьей – это ведь еще и шанс тихо отсидеться, пока таскают по допросам его бывших подчиненных, которым маячит небо в клеточку.

Хотя, как известно, даже на самой тихой и незаметной должности по-настоящему деятельные люди всегда сумеют себя проявить и отличиться. Так что будем ждать от Бекена Канеловича новых и еще более захватывающих свершений!

Фото: airwaysmag.com.

Загрузка...
Мурка 2017-05-19 09:34:25
0
Истопник, работая у кого надо, вполне мог накопить на покупку "Эйрбасов", поняв, как выгодно вкладывать средства в самолеты гражданской авиации. Так что вы возможно, зря бочку катите на совершенно невинных людей.
сидр 2017-05-19 09:46:37
0
А есть он этот имидж вообще ?Цену этому образованию думается в мире хорошо знают !
Danilla 2017-05-19 12:38:45
0
не торопитесь. давайте дождемся следствия. а так голословно кричать про нарушения считаю не правильным. ни одной ссылки на НПА который он нарушил в части распределения полномочий.
Ерлан Дарменов 2017-05-19 12:39:00
0
Ну раз Сейдахметова не наказали, а вовсе даже другой "приказ" в кормление дали - сталбыть Голос свыше и приказал все так сделать. Бритва Оккама, есь же...
Типа который избирает 2017-05-19 13:58:38
0
Интересно как скоро наступит то время когда мы узнаем всю правду: кто Когда Сколько поимел? Попутно поимев весь казахстанский народ. Не секрет же что все те вопросы воровства которые поднимают "избранные",они черпают со страниц Рателя. Вы думаете что они бегают по комитетам областям и весям для выяснения Истины? Смешно
внуки-сказочники 2017-05-19 14:39:37
0
"У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Нужные работники - кочегар - истопники! Бросаешь уголь в печь, огонь горит, А самолет в полет манит! Хорошо быть кочегаром "у кого надо", Я б в истопники пошел, пусть меня научат!!" (Кем быть? В.Маяковский)
Бакешка 2017-05-19 19:31:37
0
Афффффигеееееть. Ничто не проходит бесследно, то что делаеся тайно против закона становится со временем явным. А теперь вопрос, кто и какую выгоду получил затевая данную аферу?
Азамат 2017-05-20 06:08:06
0
Все как всегда....Все больше беспокойства за судьбу страны возникает-разворовывание государства не прекращается,а реальных мер не применяется, не хотят наши правители порядок наводить....Я спросил одного одного адвоката почему не прекращается этот бардак,он мне ответил:"Возьмет 100 раз по 1000 долл.,попадется на 101 й.60 тыс.штрафа заплатит,а 40 т.дол.останется спрятанные у кого нибудь" -все просто......
Юрий 2017-05-20 19:52:05
0
Интересно, а есть ли вакансии сейчас в Комитете гражданской авиации? Где посмотреть можно?
политолог
- Сразу оговорюсь, я ничего не имею против новых людей во власти, желаю им всем всяческих успехов! Но! По каким критериям их назначают, за какие заслуги? Чем, например, заслужила министерский портфель г-жа Абылкасымова? Или г-н Абаев? Какой медиапроект он поднял с нуля? Или какую компанию или регион поднял с колен нынешний министр экономики Сулейменов?
Арестован, но на свободе и кайфует
Валерий Лазарев, неоднократно упоминавшийся в публикациях Геннадия Бендицкого в связи с деятельностью семьи Какимжановых, подозревается в хищении госсредств
Актюбинские судьи живут, как на зоне
Председатель областного суда Муратгали Акетай пугает подчиненных "крышей" в КНБ и Кайратом Мами
Байбек сохранит интригу до июля
Определены примерные сроки общественных слушаний по проекту строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау»
Тебя, как рыбу, к пиву подают...
В какой еще стране невеста разливает гостям спиртные напитки прямо со своей юбки?
Высокие отношения на лестничной площадке
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Айдос Сарым: Маргулан нашей стране нужнее!
Айдос Сарым прокомментировал заявление бизнесмена Маргулана Сейсембая об отъезде из страны на ПМЖ
У нас «КазМунайгаз», а у вас?
Национальная компания - драйвер роста или черная дыра
Тимур Кулибаев продолжит работать на Россию
Большинство других членов совета директоров «Газпрома»  – либо выходцы из спецслужб, либо личные друзья Владимира Путина
Счастье есть - ума не надо
Дикость и глупость происходящего вокруг многим нашим гражданам представляются вершинами прогресса и мудрости
Как казахи построили свой космос
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Данияр Акишев долго не продержится
Цена свободного тенге: поддержка Национальным банком стабильности национальной валюты слишком дорого обходится стране
«Зеленых человечков» хотят легализовать
Нужен ли Казахстану закон о частной военно-охранной деятельности?
"Прямолинейный чувак" Бозумбаев желает новый НПЗ
Пока казахстанский министр энергетики рекламирует российское топливо, китайцы берут под контроль нашу нефтепереработку
Какую премию получил зять Кайрата Мами?
Всего топ-менеджерам всех национальных компаний по итогам 2016 года было выписано вознаграждений на сумму 3,8 млрд тенге
Фактор беспокойства для Наиля Нурова
Как подставился директор ТОО «Almaty Mountain Resorts», курирующий проект строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау»
Вялый Сапарбаев против бойких журналистов
Политическим госслужащим, видимо, тоже надо проводить аттестацию на знание законов
Плетенье чепухи: Мафию и коррупцию истребить на корню невозможно
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Bek Air справился с нештатной ситуацией в небе
Воздушное судно вернётся в Алматы, проведет ремонтные работы, а из Тараза пассажиров отправят резервным бортом
Почему в Казахстан не едут туристы
Заслуженный деятель туризма РК Дагмар Шрайбер – о туристском рынке в Казахстане и о судьбе урочища Кокжайлау
Смотреть всем
Когда зрители выходили после просмотра фильма «Смерть Сталина», эхом звучали слова: «Наверное, так все и было на самом деле!»
Плохая жена
Когда у молодоженов нет детей, в нашем обществе всегда виновата только жена - мужчины стесняются ходить к врачам по «этим делам»
Геннадий Бендицкий. Избранное. Риторический Хоргос
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Принуждение к морали
- Я 12:45:04 Прошу Вас, сфокусируйтесь, пожалуйста, на простейшей мысли: никого не волнует представление имярека о морали, поскольку оно [его представление] всегда субъективно и относительно. Именно для этого и существуют ЗАКОНЫ. И если имярек считает себя потерпевшим - пусть подаёт заявление в полицию и через суд доказывает свою правоту. А вот угрозы поджечь клуб, избить хозяев клуба или участников инцидента - уголовно наказуемы. Благодарю за общение. :)
Американский суд встал на сторону Храпунова
- Ха! Храпунов кристально чистый? Ха! Три раза ха! На одной из работ пересекался и с чиновниками и с их детьми. Фильм "Крестный отец" просто отдыхает. И если чиновники еще как-то скромничают, ибо кресло потерять могут, если сильно зарываться будут, то их детки вообще себя ничем не ограничивают.
Варежки
- :) Спасибо, Сапа! "тургеньские девушки байзаковского возраста" - это пять! :) Оставайтесь таким всегда, даже если слово "всегда" противоречит устройству этого мира
Герольд Бельгер: Кокжайлау хотят уничтожить
- ТЭТЯНА, Кокжайляу - это уникальное место, там растут эндемичные виды растений, Кокжайляу красив своей естественной красотой, там лучше ходить пешком и наслаждаться красотой, дышать свежим воздухом. А туристические объекты можно и в другом месте строить, например построить этноаул где-нить недалеко под Алматой, в степи, я лично давно мечтаю, попить настоящий кумыс, обучиться какому-нибудь народному ремеслу и т.п.
Smart-путешествия по-МИДовски
- Мой айтишник за подобное приложение запросил 500 долларов и неделю срока. Торг уместен. Приложение на уровне дипломной работы студента. Вообще траты в МИДе сумасшедшие. Довелось побывать в одном из посольств Казахстана и заценить их компьютерное оснащение. Аймаки и макбуки в топовой конфигурации. Чтобы почту проверить и документ в ворде набрать им нужны компы за 3 тысячи долларов каждый. Автомобильный парк тоже впечатлил
Ратель. Лучшее за 2017 год. Сергей Уткин
- Уткин - высококвалифицированный юрист, что редкость даже среди обладателей юр. дипломов. Таким не сделать карьеры в КЗ, только на вольных хлебах........
Сварщик для Сауата Мынбаева
- Они и есть настоящие хозяева страны и творят все, что хотят, ведь никто с них за это не спрашивает.Как можно спросить с хозяина?.Все остальные прислуга и лакеи, каждый на своем строго определенном месте, ну за небольшим исключением, имеющая только одно право и в то же время обязанность-молчать, но, они не возражают и вполне с этим согласны.Касаемо сварщика, его имя будет втоптано в историю.Уж позаботятся.