Қаз   Рус

Как казахи понимают национальную идею

17441 просмотров
43
ЕРМЕК ТУРСУНОВ
Суббота, 18 Ноя 2017, 12:00

Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах

На снимке: невеста в свадебном наряде. Кадр из фильма Ермека Турсунова «Келiн».

Читайте предыдущую статью Ермека ТУРСУНОВА «Как казахи подстроились под эпоху».

Читайте также
Как казахи суженых искали

Когда, наконец, до всех доходит, что свадьба неминуема, что это уже факт, когда всё обговорено и скреплено ритуалами, когда нет уже причин отступать и надеяться… Тогда начинается подготовка к самому главному событию в жизни казаха – к тою.

Что такое, собственно, той?

Той – это наше всё. Все мы уже давно это поняли и смирились. Это – наша Вселенная. Наш образ жизни. Наше перманентное состояние. Наш ответ мировым вызовам и глобальным катаклизмам. Наша реакция на законы мироздания. Наш бойцовский опыт, накопленный веками…

Казахские тои предусмотрены на все случаи жизни. И не нужно думать, что той – это отдых или блажь. В первую очередь это – обязанность. И работа. Большая кропотливая работа. И ей подчинено, по большому счету, всё: карьера, служба, деньги, слава, статус, общественное мнение, самоуважение, самоощущение…

В принципе, вся жизнь казаха проходит в состоянии ожидания очередного события, которое нужно непременно отметить.

Для настоящего казаха суббота с воскресеньем – святые дни. Они заняты всегда и расписаны на месяц вперед. Приглашения радуют сердце разнообразием торжественных поводов. И ничего не может удержать казаха от обязательного посещения праздничного застолья: ни расстояние, ни дурное настроение, ни болезнь.

Потому что той – это еще и долг. Ответственность перед людьми и небом. Перед своей совестью. Перед детьми и родителями. Перед многочисленными родственниками и соседями. Перед всем миром. Вследствие этого тои наши постепенно превратились в своего рода соревнование. Внутренний чемпионат по демонстрации Самости. Иной раз не совсем даже понятно: событие породило той или же той породил событие?

Читайте также
Как казахи сватались

Как правило, именно с тоями у нормального казаха связано много воспоминаний. И именно о тоях говорят чаще всего. Это – главная тема. Она же – самая приятная.

Ни к чему так щепетильно и тщательно не относился степняк, как к своему празднику. Не случайно, поэтому, так много ритуалов, обрядов и разнообразных тонкостей связано с подготовкой, организацией и проведением тоев.

Короче говоря, той для казаха это – смысл жизни. Национальная идея. Казах саму эту жизнь воспринимает как один сплошной той. Он приходит в этот мир с песнями и уходит из нее с ними. И не случайно у нас говорят: «Той дегенде қу бас та домалайды» («Стоит услышать, что где-то устраивается той, так голова сама катится в ту сторону»).

Такая вот простая философия.

В череде бесконечных тоев свадьба стоит особняком.

Во-первых, их – две. Свадьбы. Свадьба невесты – ұзату той и той жениха – жігіттің тойы, который считается главным. (Если невесту украли, то ұзату той не проводится. Об этом – в отдельной главе.)

Когда-то свадьбы тянулись по три дня. В сказках и эпосах говорится о сорока!

У меня лично большее доверие вызывает версия из сказок. Она  больше подходит к нашей реальности. Потому что праздновать у нас получается лучше, чем работать.

С другой стороны, как я уже сказал, празднование - это и есть в определенном смысле работа. Тут у каждого свои обязанности и своя зона ответственности. И тут есть о чем вспомнить.

Когда жених приезжал в аул за невестой, он приезжал не с пустыми руками. Он привозил с собой «той малы» – жертвенный скот. Его резали для праздничного дастархана. И опять же – подарки.

Читайте также
Как казахи кости бросали

Невесту в это время готовили в доме отца. На нее надевали той көйлек – свадебное платье с камзолом. Но самым главным и дорогим украшением в ее наряде было сәукеле – свадебный головной убор. Раньше его заказывали мастерам-ремесленникам.

Я видел некоторые сәукеле, которые изготовили древние умельцы: настоящие произведения искусства, украшенные монетами, жемчугами, бриллиантами, рубинами и другими драгоценностями. На него не скупились, потому что считалось: девушка надевает его лишь один раз в жизни. И оно символизировало собой прощание с прежней реальностью и переход в новую.

Надевание сәукеле проходило в торжественной обстановке. И это тоже отдельная история. Целый ритуал. На него приглашались представители обеих сторон. Почитаемые люди давали бата – благословение. К тому же за сәукеле причитался выкуп – байғазы. Выплачивался еще и көрімдік – плата за погляд.

Последним украшением сәукеле был пучок перьев филина. (Как известно, филин у казахов считался священной птицей). Его надевали сваты. Назывался такой обряд – үкі тағу. Ритуальное украшение. Это означало, что девушка стала невестой.

Сәукеле доверялось надеть самой уважаемой женщине. За это она тоже получала презент.

(Кстати говоря, на засидевшихся девушек сәукеле не надевали, потому что всё надо делать вовремя.)

Должен сказать, что в давние времена свадьбу невесты не проводили. Это была небольшая такая вечеринка с праздничным угощением - и всё.

Обычно сваты прибывали под вечер небольшой делегацией. Их встречали песнями-плясками, играми. Радовались.

Читайте также
Как казахи на свидания ходили

Под утро невеста прощалась с родными и уходила по белому ковру (ақ жол) к жениху, который ждал ее со своими родителями. Согласно поверьям, в этот момент ей нельзя было оглядываться, иначе счастье обойдет ее стороной.

С восходом солнца невесту увозили. В этот момент она пела прощальную песню – «Қоштасу». А молодежь следом пела торжественную песню-напутствие «Аушадияр».

Затем матушка со старшими снохами устраивались в повозку и отправлялись вместе с невестой в аул жениха. Они двигались, чуть поотстав, за сватами, которые ехали впереди. Такой караван назывался қыз көші. Любой, кто встречал такой караван, мог попросить подарок – кәде и пожелать счастья молодым.

Такой обычай назывался түйе мұрындық. И это может показаться странным, потому что түйе мұрындық - это такая пестрая нитка или палочка в ноздрях верблюда. Казалось бы, какое это может иметь отношение к счастью молодых?

Дело в том, что в казахском быту существовал культ сакральных предметов. Например, ошейник любимой собаки. Или же кожаная рукавица, на которой сидел охотничий беркут. Нельзя было их отдавать в чужие руки. Или дарить. И уж тем более нельзя было их продавать. Не к добру.

К таким особым предметам относился и верблюжий түйе мұрындық. Называя обычай так, казахи вкладывали в него особый смысл: отдается нечто дорогое и важное, и это нужно ценить.

Продолжение следует.

Да уж... 2017-11-18 12:10:27
22
А в возвращении домой хоть слово про трудолюбие и тяжелый труд казахов будет? А то все тои-кудалыки-бесбармаки... Или делу час, потехе время?
Да уж... 2017-11-18 12:19:10
39
В детстве, приезжая в аул, всегда удивлялся, как чисто и ярко было во дворах у немцев - все подкрашено, целое, цветы в палисадниках, даже бетонные дорожки... Очень сильно отличались от наших... Вот вам и национальная идея....
Да уж.... 2017-11-18 12:33:08
35
Вспомнился фильм про Тараса Бульбу...Лихое казачество, как лето, на Запорожскую сечь - набеги - грабежи-добыча-пьянкагулянка.... Чингисхан тоже свои войны постоянно затевал- армию бездельников нужно ведь прокормить... А за чей счет... За счет трудяг-ремесленников в мирных городах... Потом добыча-той... В общем, украл-выпил... Романтика...
СМЕРГЕЙ,СКО 2017-11-18 13:45:26
3
ПОНЯЛ Я------ЕРМЕК ОСВАИВАЕТ НОВУЮ ПРОФЕССИЮ. САПЁРА...
Тэтяна 2017-11-18 13:55:52
-4
Мало того, что реальный той, так все это снимается на видео и теперь новое развлечение - смотреть на видео тот самый той в течение долгого времени, иногда по несколько раз на день, пока не надоест или не сменит другой той. А звукоизоляция в квартирах - сами знаете... Вот и приходится изо дня на день слушать чужой той до тошноты, уже предвосхищая последовательность событий.
Мурка 2017-11-18 14:02:59
24
Попонтоваться. Обожраться. Национальная идея. Лишь бы не работать.
Тэтяна 2017-11-18 14:10:24
-15
ДА УЖ 12:19:10 Разве вы не понимаете, что ни "цветы, ни бетонные дорожки" не присущи в быту казахов, как кочевников. Для казаха "цветы" - это цветущая в начале лета степь, с красотой которой не сравнить никакую клумбу. А бетонные дорожки мешают на пути скакунов? И это в крови народа. То, что хорошо немцу, казаху иногда ни к чему.
Тэтяна 2017-11-18 14:17:48
-16
ДА УЖ 12:33:08 Не забывайте, что не только "трудяги - ремесленики" в городах" были трудягами, работа скотоводов требует не меньше умения и старания. Ну а как пили "трудяги - ремесленники", так это известно, не говоря уже про люмпен-пролетериат. А кочевники долгое время алкоголь вообще не употребляли, пока их не научили соседи.
НАГЫЗ АЗАМАТ 2017-11-18 14:43:28
21
Прочитал статью и невольно вспомнил басню Крылова "Стрекоза и муравей". Почему-то подумалось о том, что наврядли в китайской или европейской культуре были бы уместны такие ценности. Но у нас свой - особый путь...
НАГЫЗ АЗАМАТ 2017-11-18 14:52:50
27
Думаю что, корень проблем государства и общества, лежит в именно в "понтах" и в культе стяжательства любой ценой. Не даром говорят: "Казах без понтов - беспонтовый казах". Но. За всё нужно платить. В том числе за нескончаемые тои на всех уровнях страны.
министр энергетики
- Есть круче анекдот. Министр энергетики вызывает к себе своего зама и говорит: "Ты понимаешь, почему цена на бензин поднялась?". Тот отвечает: "Потому что себестоимость поднялась, из России импортировали и так далее". А министр ему: "Объяснить я и сам могу. Я понять не могу".
Щедрые турецкие друзья Жансеита Туймебаева
На чем летает аким ЮКО?
Талгат Мусабаев: Только казахи, выпив водки, дают бата
Сенаторы узнали, как борются с терроризмом в Казахстане
Профсоюз ручной, но шахтёры-то дикие!
Чем занимался профсоюз? Рассказывал в министерстве байки, что благодаря его неустанному взаимодействию с шахтёрами гасятся протестные настроения?
Акимов опять хотят поделить на фаворитов и аутсайдеров
Казахстанцам нужны не мифические рейтинги успехов и провалов, формируемые в Астане, а конкретные результаты работы акимов и местных органов власти
День Бенезависимости
История одной фотографии
Плетенье чепухи: Аул моей юности
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
До связи, Ген… До связи
Анна Устинова о своем супруге Геннадии Бендицком
Геннадий Бендицкий. Избранное. Семейный подряд министра Токаева
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Как невесты становились женами
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Лондонская сырость больше не котируется в астанинском смоге
Наши чиновники убедились, что принятые на Лондонской бирже стандарты корпоративного управления имеют мало общего с «бизнесом по-казахски»
Беня знает за облаву
Журналист Зарина Ахматова - о Геннадии Бендицком
Геннадий Бендицкий: У меня не бывает заказных статей
Публикуем интервью, который Геннадий Бендицкий дал Алишеру Еликбаеву в 2012 году
Мы им нужны. А они нам зачем?
Наше общество - объект «заботы», управления и контроля, а не субъект политики и принятия решений. У нас один-единственный субъект – власть
Веревка для шахтёра
После девальвации тенге жизнь хозяев карагандинских шахт снова стала упоительна и прекрасна, а про рабочих они забыли
Стоит ли спасать проблемные банки?
Важнейшая задача государства – поддерживать доверие населения, бизнеса, общества в целом к банковской системе
Педагогическая поэма
Папе девяносто лет. У него почти нет зрения и слуха. Он не слышит ни этой глупости и не видит этой тупости. Маразма, который простирается вокруг
Новый скандал на Хоргосе
Почему на приграничной территории перестают работать законы
Не смейтесь над Байбеком
Напрасно аким Алматы оказался мишенью всех шутников страны
Хрен всё знает
В социальных сетях появились фотографии некоего продуктового набора якобы стоимостью 500 тенге с биркой «Ланч Байбек»
Ставка больше, чем жизнь
Почему банки не выдают кредиты
Лживый рынок молочной продукции
Как проверить молоко из холодильника на «натуральность»
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
В пригороде Павлодара переименуют 69 улиц
- Думаю, что в Алматы не помешало бы назвать одну из улиц в честь Бендицкого, ведь Геннадий ни разу не запятнал имя честного журналиста, боролся и помогал простым людям, высвечивал и выпячивал взяточников и коррупционеров! Геннадий действительно был яркой личностью и ярким журналистом который не давал проходу ворам, проходимцам засевшим в кабинетах власти! Думаю такая улица многим простым гражданам пришлась бы по душе!
Умер Геннадий Бендицкий
- Он не только был талантливым журналистом, он был настоящим юристом, аналитиком... и настоящим Батыром! Не верится что его подвел здоровья, нужно сделать вскрытия на должном уровне, не отравили ли его, так называемые ничтожные люди , про которых он писал, Почему то это дурацкая мысль не выходить из головы, как слышала эту печальную новость. Он был незаменим, такого журналиста больше нет! Генадий про Вас и про Ваших статьей никогда не забуду! Как жаль...
Как правильно уничтожить рыночную экономику
- Чтобы уничтожить экономику - достаточно вынести неправосудное решение суда и формально ликвидировать работоспособных предприятий, и без террористов разрушат до основания.
Ашаршылық. Искусство забвения
- Гульнар, меня не отпускает Ваш рассказ. Впервые признание о людоедстве ( страшно писать это слово, но другим его не заменишь). В нашей семье тоже есть такой рассказ, менее трагичен, но связан именно с этим ужасом. Пару лет назад я его тоже описала на странице одного издания, должна была это сделать. Много свидетельств ушло безвозвратно, жертвам нелегки эти признания. Да и не поощрялось. Думаю, и вам непросто было найти слова. Вы молодец.
Государство не смогло забрать у сестры Бергея Рыскалиева гостиницу
- Говорят Кина нет!Чем не кино?Братьев награждали орденами.Управляли они областью с нефтеперерабатывающим заводом, а дорог асфальтированных в той стороне вообще нет,только в городе. Прикрол,что еще один олигарх сидит пьет свое иссыкское вино. деньги получил на строительство дороги,аони закончились еще на стадии покрытия.Как считали,как он выиграл тендер? Зато сми должны уплатить 55 млн за моральный и за какой-то материальный ущерб. Многосерийное кино