Қаз   Рус

Как Казахстан отрекается от аль-Фараби

11711 просмотров
0
Вадим БОРЕЙКО
Пятница, 26 Янв 2018, 12:00

Ермек Турсунов: Султан Бейбарс и аль-Фараби – два наших настоящих национальных бренда. Круче просто не бывает. Но мы о них не знаем. И знать не хотим

На снимке: панно в зале аль-Фараби в Казахском этно-культурном центре в Дамаске.

Читайте предыдущую статью Вадима БОРЕЙКО «Два ухода Высоцкого».

Читайте также
Что имеем, не храним, потерявши - плачем

Ничей мемориал

25 декабря 2017 года Ratel.kz опубликовал материал "Что имеем, не храним, потерявши - плачем". Самир Али ДЕРЕХ, этнический сириец и казахстанский гражданин, глава сирийской общины в РК, рассказал о том, как он сам вместе с казахстанскими дипломатами приложили немало усилий, чтобы доказать, что Султан БЕЙБАРС и АЛЬ-ФАРАБИ, похороненные в Дамаске, родились на территории современного Казахстана.

В середине 2000-х, после визитов в Сирию парламентской, а затем правительственной, во главе с президентом, делегаций Казахстана, началась совместная реставрация мавзолея султана и строительство (на средства нашей стороны) Казахского этно-культурного центра и усыпальницы аль-Фараби на месте его могилы. В 2012-м работы были окончены.

Но второй объект не успели ввести в эксплуатацию и передать на баланс Министерства культуры Казахстана: в конце того года в Сирии началась война.

Вот уже шестой год мемориальный комплекс великого ученого завис между небом и землей: он «ничей». Порядок в центре поддерживают три сирийских охранника и профессор университета Дамаска. Поначалу «Казреставрация» платила им зарплату. Но с середины 2016 года иссяк и этот финансовый ручеек.

Центр аль-Фараби оказался брошен на произвол судьбы. А Казахстан (видимо, опасаясь подозрений в сотрудничестве с режимом Башара АСАДА) пытается избавиться от здания и передать его на баланс Сирии.

Кинорежиссер и писатель Ермек ТУРСУНОВ знает эту проблему изнутри. В 2000-х он несколько лет прожил на Ближнем Востоке, вдоль и поперек изъездив Сирию и соседние страны.

Результатом тех путешествий стал роман о Султане Бейбарсе «Мамлюк», увидевший свет в 2009-м и переизданный в прошлом году.

На снимке: Ермек Турсунов.

Три могилы Бейбарса

Читайте также
Ермек Турсунов: По следам мамлюков

- Ермек, в той статье мы с Самиром почти не затрагивали тему идентичности захоронений Султана Бейбарса и аль-Фараби в Дамаске. То есть действительно ли там лежат те люди, о которых идет речь? Но эти вопросы подняли комментаторы в фейсбуке. В частности, говорили о том, что Бейбарс покоится в Каире…

- Когда я занимался историей Мустафы ШОКАЯ, то прошел весь его путь – от места рождения до места смерти. То же самое – и с Бейбарсом. Он родился на территории нынешней Атырауской области, у устья реки Берш, которая местами уже высохла. Я прошел по Шелковому пути.

Добрался до Генуи, где был невольничий рынок, на котором Бейбарса продали в рабство. Потом Каир, где есть мечеть Султана Бейбарса. И, наконец, Дамаск, где его могила (точнее, сейчас это комплекс: мавзолей, медресе и библиотека) находится в 300 метрах от могилы Салах ад-Дина.

Жизнь Султана Бейбарса окутана легендами. Одна из них гласит, что у него три могилы. И мы с профессором МУХАФЭЛЕМ, ведущим мамлюковедом Каирского университета, решили ее проверить. В университетской библиотеке разыскали старинные манускрипты и карты XIII-XIV вв., пересняли, и нам их перевели с древнеарабского на английский.

В рукописи прочли, что Бейбарс умер в ночь на седьмой день дороги из Дамаска в Каир, из-за того что ему стало плохо после бани: султана отравили, подсыпав яд в кумыс. Караванных маршрутов из пункта «Д» в пункт «К» было множество, мы выбрали оптимальный и попытались определить, где его застигла смерть. Караван в день проходил 20-30. То есть последний приют мог находиться на расстоянии 120-180 км от сирийской столицы. В Дамаске (по-тюркски город называют Шам) взяли в аренду машину и, вооружившись картой, поехали.

И вот остановились в одной деревушке, которая была знаменита старинной баней. Представь - хамам VIII века! Познакомились с банщиком в десятом поколении, еще его прапрапрадеды здесь путников парили. Молодой парень, в джинсах, окончил европейский университет – хотел прервать трудовую династию. Но родственники всё равно заставили стать банщиком.

Мы тоже там помылись: трубы, котлы – всё современное. Но с восьмого века остались четыре черных камня, которые он нам показал.

- А твои предки не рассказывали, что в XIII столетии здесь Бейбарс мылся и помер? – спрашиваем банщика.

- За тринадцать веков здесь столько народу поумирало, - отвечает. – Так что всё возможно.

На снимке: купол мавзолея над усыпальницей Бейбарса после реставрации.

Читайте также
Султан Бейбарс - раб, ставший царём

Так вот, когда Бейбарс почувствовал, что час его близок, то спросил: «Есть ли в караване мамлюки?» Потому что он арабам не очень верил. А мамлюки – как правило, тюрки. И в караване оказался один мамлюк 19 лет, из степей. Султан ему говорит: «Я сегодня умру. И ты меня закопай. Спрячь. Караван в Каир как шел, так пусть и идет.

А ты срочно возвращайся в Дамаск и обратись к моим сподвижникам – чтобы они посадили на трон моего сына Аль Барак Султана. Потому что, если узнают, что я умер, будет дворцовый переворот, и всю мою семью вырежут. А на сороковой день выкопаете мое тело и перезахороните там, где решите».

Молодой мамлюк в точности выполнил последнюю волю умирающего, и Бейбарс вторично упокоился уже в Дамаске, куда он из Каира перенес столицу арабского халифата. (Как у нас 20 лет назад перенесли столицу Казахстана из Алматы в Астану.) Похоронили его в тронном зале крепости Кала, она и сейчас стоит. Из зала был выход на крышу, с которой он принимал парады.

Затем стали строить мавзолей, и через два года останки Бейбарса перенесли уже туда. Вот и получается три могилы из легенды, которую мы постарались подтвердить. Ведь предание почти всегда имеет документальную основу. Что, кстати, в свое время доказал ШЛИМАН с Троей.

- Были другие легенды о Бейбарсе?

- Была такая. О том, что он исчез и потом объявился в наших степях. Ее использовал Морис СИМАШКО в своей повести «Емшан» (вышла в 1966 году. – Ред.): будто бы его потянул в родные места запах полыни. Есть и другое предание. В войсках мамлюков многие команды отдавались на тюркских языках, в бой шли под звуки барабана (дабыл), воины пили кумыс. А сам Бейбарс в походах жил в «фартовой» юрте: если накануне сражения проводил в ней ночь, то наутро обязательно побеждал. И однажды якобы повелел разбить юрту на вершине пирамиды Хеопса. В принципе, площадь там позволяет: примерно четыре метра на четыре (смеется).

- Всё-таки в своей версии основывались на некоторых допущениях…

- Конечно, ее нельзя считать на сто процентов научно доказанным фактом, но мы проделали весь этот путь, и она имеет право на существование. А то, что Бейбарс лежит в Дамаске, кроме нас, подтверждено многими учеными. И для меня в этом нет никаких сомнений.

Бюстгальтер для Венеры Милосской

На снимке: Казахский этно-культурный центр аль-Фараби в Дамаске.

Читайте также
Досым Сатпаев: Это не наша война

- Давай теперь обратимся к аль-Фараби. Один пользователь написал на моей странице в фейсбуке, что якобы в 2004 году, во время посещения казахстанской парламентской делегацией некрополя Аль Аль-Бейт, смотритель показал нашим депутатам на провалившуюся могилу и сказал, что в ней вроде бы лежит аль-Фараби.

- Смотритель на кладбище, по-казахски шырақшы, - это не статус, не профессия, а сакральная обязанность, которую человек принимает на себя добровольно. И он не чужой: у него, как правило, там кто-то из предков лежит.

Я приходил на это кладбище еще до того, как там построили Казахский центр. Могила аль-Фараби не могла быть провалившейся, я увидел ее достаточно ухоженной: на ней лежал камень, она располагалась на краю кладбища и упиралась в стену жилого дома.

Сверху - купол из металлических прутьев, под которым еще три надгробья XII века (лет на двести «младше», чем у философа) – тогдашнего градоначальника Дамаска и членов его семьи. Я спросил шырақшы: а почему именно он? Тот отвечает: захотел лежать рядом с великим ученым. И этот факт тоже говорит в пользу того, что там аль-Фараби. А в двадцати метрах от него – могила жены пророка Мухаммеда, которую звали Хафса.

На снимке: надгробье аль-Фараби до строительства центра.

Однажды это кладбище и могилу аль-Фараби посетила другая делегация из Казахстана, религиозная. И мой хороший знакомый - главный реставратор старого Дамаска, где история чуть ли не в каждом камне, - в ужасе прибегает ко мне в отель. Хочет что-то сказать, но не может. Поехали, машет рукой, лучше покажу.

Приезжаем и видим: надгробье аль-Фараби сверху обложено зеленым камнем, типа малахита. Оказывается, нагрянули наши деятели, прочитали молитву, а потом оштукатурили и облицевали оригинальный камень, к которому сирийцы боялись кисточкой прикоснуться. Сделали «святое дело» - и убыли восвояси. Это всё равно что Венере Милосской…

- Руки приделать?

- Ага, и бюстгальтер прицепить.

На снимке: усыпальница аль-Фараби (современный вид).

Читайте также
Самолеты для Дамаска

Война всё спишет

- На твой взгляд, какова была цель нашей страны в реставрации мавзолея Султана Бейбарса и в строительстве Казахского историко-культурного центра аль-Фараби на его могиле – «приватизировать» имена легендарного правителя Востока и великого ученого?

- В то время послом Казахстана в Египте был Багдад АМРЕЕВ (в  2002-2008 годах, по совместительству представлял республику в Сирии, Иордании, Ливане, Марокко. – Ред.). И когда он сказал руководству страны, что Бейбарс и аль-Фараби наши прямые предки, его попросили: ты это докажи, чтобы другие народы не претендовали на свое родство.

Тогда он начал собирать ученых из арабских и других стран, чтобы они документально доказали, что воин и философ – выходцы из наших степей. И все сошлись во мнении, что аль-Фараби родом из местности Фараб под Отраром, а Бейбарс из Младшего жуза.

После этого в Дамаск приехала наша парламентская делегация в 2004 году, а в 2007-м – правительственная во главе с президентом.

- Насколько я понял из беседы с Самиром Дерехом, инициатором эпопеи с увековечением памяти аль-Фараби был он.

- Они с Багдадом нашли друг друга, потому что оба помешаны на истории.

- Смотри, что в итоге получилось. Мавзолей Бейбарса казахстанцы совместно с сирийцами отреставрировали, сейчас там надписи, в том числе высеченные на надгробиях султана и его сына, на арабском и казахском языках. Сам комплекс принадлежит Сирии. Вокруг могилы аль-Фараби построен Казахский центр – это собственность нашей страны, кроме земли под ним. И теперь он никому не нужен, Казахстан не знает, как его спихнуть.

На снимке: усыпальница султана и его сына в мавзолее Бейбарса.

- Я разговаривал в Министерстве культуры. Там мне сказали, что мемориальный комплекс передан на баланс Сирии. Самир говорит, что он должен быть на балансе нашего Минкульта.

- Как я понял из документов, ситуация там зависла: центр в 2012 году построили, но не успели ввести в эскплуатацию и передать на чей-либо баланс.

- Всё как всегда. Хорошая идея, благородные помыслы, замечательная работа – всё офигительно. Но довести до ума не получилось – и непонятно, из-за чего.

- Из-за чего – из-за войны, которая в конце того же 2012 года в Сирии началась.

- В Дамаске войны не было и нет. Она была в Хомсе, она была в Алеппо. Но не в столице. И что – спихивать на войну?

- А что, хорошая отмазка. Не зря ж говорят: война всё спишет.

- Как-то по-казакпайски снова получается: понтануться, заявить, что это наше, а потом бросить… И конкретно никто не виноват.

Читайте также
Как Абаев охотится за мыслепреступлениями

Когда ответственность сродни конфискации имущества

- За построенный центр нужно было нести ответственность. А для наших чиновников эта обязанность по невыносимости своей сопоставима с конфискацией имущества.

- (Смеется.)

- Обрати внимание: первая статья на эту тему на Ratel.kz вышла месяц назад. Это были предновогодние дни забот и суеты, и она собрала немного посещений. Но и не так уж мало – больше 4 тысяч. И я не верю, что в Минкультспорта или в МИДе ее никто не прочел: там все публикации о своих ведомствах мониторят. Намеренно не стал делать официальный запрос, наивно понадеялся, что сами откликнутся. Но реакции – ноль! И я еще раз убедился, что госорганы на острый сигнал без редакционного запроса реагируют только в двух случаях: либо это должен быть сверхъестественный хайп, либо когда им сверху по голове настучат.

- Похожая ситуация была больше 10 лет назад, когда казахстанская сторона пообещала участие в реставрации мавзолея Бейбарса финансами и специалистами, а потом стала тянуть резину. Мы с Самиром тогда столько кабинетов обошли! Все горячо соглашались, что дело святое, но с мертвой точки оно не двигалось. И тогда мы выступили в эфире «31 канала».

Самир поставил ультиматум: если за 10 дней ничего не предпримете – Сирия из партнеров Казахстан вычеркнет. Я тоже выражений не выбирал: в настоящем нам хвастаться нечем, поэтому мы хвастаемся своей историей, а к истории относимся вот так вот. Только после этого началась шумиха, депутаты зашевелились. И группу реставраторов, в конце концов, отправили в Дамаск.

Прошло столько лет, мавзолей отреставрировали, центр построили, с ним что-то надо делать – и опять тишина. Даже после публикации в прессе.

Самое смешное – портрет аль-Фараби был на первых банкнотах независимого Казахстана, его именем в Алматы названа правительственная трасса и национальный университет. А кем он был – не знают!

Как определяется культура нации? Французы говорят - по отношению к женщине. Один фабрикант считал, что по количеству мыла на душу населения. Я считаю, что – по отношению к могилам.

Однажды я вдруг понял странную закономерность: самые великие казахи - Бейбарс, аль-Фараби, Мустафа, Толе би, Алихан БОКЕЙХАНОВ – они все похоронены на чужбине. А за их могилами мы ухаживать не можем. И не умеем.

Читайте также
Должна быть конкуренция мозгов, а не понтов

Какие же мы понторезы!

- На могиле аль-Фараби теперь не просто надгробье, а трехэтажный музейный комплекс. А что там делать? Для чего он? Как его использовать в качестве туристического магнита, когда кончится война?

- Аль-Фараби – Аристотель Востока, Второй Учитель. И его могила – одно из святых мест, которые всегда были центрами паломничества и на которых турагентства успешно зарабатывали. Любой народ (и казахи тут не исключение) стремится углубить, продлить свою историю. И аль-Фараби, живший в IX-X веках, - реальный повод для ее продления. Ведь он был и философом, и ученым, и математиком, и теоретиком музыки, и врачевателем. Его нужно изучать и у него учиться. А иначе зачем было городить этот комплекс – ради понтов, что ли?

- Такое впечатление, что у нас любое благое дело начинается как шоу и на этапе шоу заканчивается. Прошлым летом провели ЭКСПО, промежуточную международную выставку преподнесли своим гражданам как событие планетарного значения, придумали звучный слоган «Энергия будущего», вбухали кучу бабла… а через пару месяцев Астану заволокло энергией давно минувшего прошлого - смогом от сжигания угля. Видимо, методичный, кропотливый, часто незаметный труд – это не про нас.

- И в Дамаске повторилась та же кампанейщина. Хотя была отличная возможность на мировом уровне заявить о своей состоятельности как нации. Это же не какой-то провинциальный город, а одна из древнейших столиц. И там лежат наши предки! Мимо таких исторических фактов проходить нельзя. И то, что мы мимо них проходим, лишний раз доказывает, какие мы понторезы. Поорать, пузыри попускать, а потом гори оно огнем. Национальная черта.

Читайте также
Облик Алматы не должен зависеть от того, с какой ноги встал Байбек

Что бы мы ни делали, всё превращается в пену

- Всё-таки точка невозврата еще не пройдена. Казахстану нужно сделать не так уж и много: наконец принять на баланс центр аль-Фараби, построенный на наши деньги; погасить долги по зарплате сирийским энтузиастам – троим охранникам и профессору, которые бесплатно сберегают комплекс больше полутора лет; дождаться окончания войны и превратить мемориал в точку притяжения туристов и паломников.

- В хадж из Казахстана в Мекку целыми самолетами летают. Ну вот же еще рядом место – Дамаск. Культурная Мекка! Да, Бейбарс и аль-Фараби принадлежат всему человечеству. Но если бы мы начали их изучать – это бы так приподняло самосознание нашей нации! Мы занимаемся имиджестроительством, страновым брендингом, придумываем что-то искусственное, тратим на это массу денег…

А вот – наши герои, которые реально повлияли на ход мировой истории. Вот – два настоящих национальных бренда. Круче просто не бывает. Но мы о них не знаем. И знать не хотим. А теперь фактически еще и отрекаемся.

Кичимся дешевой бижутерией, а бриллианты держим в пыльной кладовке.

Люди, которые не хотят что-то делать, всегда ищут причины, чтобы уклониться. А те, что хотят, ищут возможности. Вот она – возможность. Которую не довели до конца по какой-то причине. А причина у нас всегда одна – любовь к понтам. Пустить пыль в глаза. Что бы мы ни делали – всё превращается или в салют, или в пену, которая на следующий день сдувается и забывается.

Фото Николая ПОСТНИКОВА и из архива Самира ДЕРЕХА.

Загрузка...
политолог
- Сразу оговорюсь, я ничего не имею против новых людей во власти, желаю им всем всяческих успехов! Но! По каким критериям их назначают, за какие заслуги? Чем, например, заслужила министерский портфель г-жа Абылкасымова? Или г-н Абаев? Какой медиапроект он поднял с нуля? Или какую компанию или регион поднял с колен нынешний министр экономики Сулейменов?
Арестован, но на свободе и кайфует
Валерий Лазарев, неоднократно упоминавшийся в публикациях Геннадия Бендицкого в связи с деятельностью семьи Какимжановых, подозревается в хищении госсредств
Актюбинские судьи живут, как на зоне
Председатель областного суда Муратгали Акетай пугает подчиненных "крышей" в КНБ и Кайратом Мами
Байбек сохранит интригу до июля
Определены примерные сроки общественных слушаний по проекту строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау»
Тебя, как рыбу, к пиву подают...
В какой еще стране невеста разливает гостям спиртные напитки прямо со своей юбки?
Высокие отношения на лестничной площадке
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Айдос Сарым: Маргулан нашей стране нужнее!
Айдос Сарым прокомментировал заявление бизнесмена Маргулана Сейсембая об отъезде из страны на ПМЖ
У нас «КазМунайгаз», а у вас?
Национальная компания - драйвер роста или черная дыра
Тимур Кулибаев продолжит работать на Россию
Большинство других членов совета директоров «Газпрома»  – либо выходцы из спецслужб, либо личные друзья Владимира Путина
Счастье есть - ума не надо
Дикость и глупость происходящего вокруг многим нашим гражданам представляются вершинами прогресса и мудрости
Как казахи построили свой космос
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Данияр Акишев долго не продержится
Цена свободного тенге: поддержка Национальным банком стабильности национальной валюты слишком дорого обходится стране
«Зеленых человечков» хотят легализовать
Нужен ли Казахстану закон о частной военно-охранной деятельности?
"Прямолинейный чувак" Бозумбаев желает новый НПЗ
Пока казахстанский министр энергетики рекламирует российское топливо, китайцы берут под контроль нашу нефтепереработку
Какую премию получил зять Кайрата Мами?
Всего топ-менеджерам всех национальных компаний по итогам 2016 года было выписано вознаграждений на сумму 3,8 млрд тенге
Фактор беспокойства для Наиля Нурова
Как подставился директор ТОО «Almaty Mountain Resorts», курирующий проект строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау»
Вялый Сапарбаев против бойких журналистов
Политическим госслужащим, видимо, тоже надо проводить аттестацию на знание законов
Плетенье чепухи: Мафию и коррупцию истребить на корню невозможно
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Bek Air справился с нештатной ситуацией в небе
Воздушное судно вернётся в Алматы, проведет ремонтные работы, а из Тараза пассажиров отправят резервным бортом
Почему в Казахстан не едут туристы
Заслуженный деятель туризма РК Дагмар Шрайбер – о туристском рынке в Казахстане и о судьбе урочища Кокжайлау
Смотреть всем
Когда зрители выходили после просмотра фильма «Смерть Сталина», эхом звучали слова: «Наверное, так все и было на самом деле!»
Плохая жена
Когда у молодоженов нет детей, в нашем обществе всегда виновата только жена - мужчины стесняются ходить к врачам по «этим делам»
Геннадий Бендицкий. Избранное. Риторический Хоргос
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Принуждение к морали
- Я 12:45:04 Прошу Вас, сфокусируйтесь, пожалуйста, на простейшей мысли: никого не волнует представление имярека о морали, поскольку оно [его представление] всегда субъективно и относительно. Именно для этого и существуют ЗАКОНЫ. И если имярек считает себя потерпевшим - пусть подаёт заявление в полицию и через суд доказывает свою правоту. А вот угрозы поджечь клуб, избить хозяев клуба или участников инцидента - уголовно наказуемы. Благодарю за общение. :)
Американский суд встал на сторону Храпунова
- Ха! Храпунов кристально чистый? Ха! Три раза ха! На одной из работ пересекался и с чиновниками и с их детьми. Фильм "Крестный отец" просто отдыхает. И если чиновники еще как-то скромничают, ибо кресло потерять могут, если сильно зарываться будут, то их детки вообще себя ничем не ограничивают.
Варежки
- :) Спасибо, Сапа! "тургеньские девушки байзаковского возраста" - это пять! :) Оставайтесь таким всегда, даже если слово "всегда" противоречит устройству этого мира
Герольд Бельгер: Кокжайлау хотят уничтожить
- ТЭТЯНА, Кокжайляу - это уникальное место, там растут эндемичные виды растений, Кокжайляу красив своей естественной красотой, там лучше ходить пешком и наслаждаться красотой, дышать свежим воздухом. А туристические объекты можно и в другом месте строить, например построить этноаул где-нить недалеко под Алматой, в степи, я лично давно мечтаю, попить настоящий кумыс, обучиться какому-нибудь народному ремеслу и т.п.
Smart-путешествия по-МИДовски
- Мой айтишник за подобное приложение запросил 500 долларов и неделю срока. Торг уместен. Приложение на уровне дипломной работы студента. Вообще траты в МИДе сумасшедшие. Довелось побывать в одном из посольств Казахстана и заценить их компьютерное оснащение. Аймаки и макбуки в топовой конфигурации. Чтобы почту проверить и документ в ворде набрать им нужны компы за 3 тысячи долларов каждый. Автомобильный парк тоже впечатлил
Ратель. Лучшее за 2017 год. Сергей Уткин
- Уткин - высококвалифицированный юрист, что редкость даже среди обладателей юр. дипломов. Таким не сделать карьеры в КЗ, только на вольных хлебах........
Сварщик для Сауата Мынбаева
- Они и есть настоящие хозяева страны и творят все, что хотят, ведь никто с них за это не спрашивает.Как можно спросить с хозяина?.Все остальные прислуга и лакеи, каждый на своем строго определенном месте, ну за небольшим исключением, имеющая только одно право и в то же время обязанность-молчать, но, они не возражают и вполне с этим согласны.Касаемо сварщика, его имя будет втоптано в историю.Уж позаботятся.